Ferdinando
17576

Европейская премьера спектакля
«ФЕРДИНАНДО»
по пьесе Аннибале РУЧЕЛЛО
Режиссура и музыкальное оформление –
народный артист России, народный артист Украины,заслуженный деятель искусств России Роман ВИКТЮК
Сценография – Иван БОЙКО
Костюмы – Ирина ЧЕРЕДНИКОВА
Хореограф – Алексей СКЛЯРЕНКО
Перевод с неаполитанского диалекта – Наталья МАКАРОВА
В ролях:
народная артистка России Эра ЗИГАНШИНА, Дмитрий ЛУГОВКИН,
Ольга ОНИЩЕНКО, Сергей РОМАНЮК
Жаркие сицилийские ночи, полные необузданных страстей…разврат под маской благочестия…распутницы, воровка и убийцы…увядшая синьора и сдержанная старая дева…безнравственный священник и невинный юноша…все хитросплетения обстоятельств и полутеней ожидают вас в спектакле «ФЕРДИНАНДО»
Московская премьера «Фердинандо» - пьесы одного из самых загадочных драматургов современности Аннибале Руччелло, - стала самой экстравагантной среди мировых премьер произведений итальянского автора, безвременно погибшего в самом расцвете лет.
Достаточно посмотреть в Интернете фрагменты итальянских и французских постановок, чтобы с уверенностью сказать, что российское творение фантазии Романа Виктюка стало наиболее эксцентричной и исполненной острых углов трактовкой пьесы. Блестящие мизансцены, художественные находки в декорациях и впечатляющий актерский состав спектакля определили огромный успех спектакля «Фердинандо».
Главную женскую роль разорившейся синьоры Клотильды Луканигре исполняет известная актриса театра и кино, народная артистка России Эра Зиганшина. Некогда выпускница студии Г. Товстоногова при БДТ, Маленькая разбойница в «Снежной королеве», Кабаниха в «Грозе», а теперь – взбалмошная неаполитанская синьора, впавшая на склоне лет в испепеляющую страсть к прекрасному юноше, – вот она, острая грань Зиганшиной, которую зрители увидят в спектакле.
Вторая женская роль старой девы Джезуальды неповторима в исполнении актрисы Театра Романа Виктюка Ольги Онищенко, известной также своими драматическим ролями в кино («Первая ночь луны», «Короткое замыкание», «С черного хода», «Любка», «Жестокость», «Грех», «Черный ворон», «Улицы разбитых фонарей. Менты», «Манька»).
В роли падре Кателлино зрители увидят Сергея Романюка, а в главной роли Фердинандо – Дмитрия Луговкина.
Спектакль «Фердинандо» являет фирменный «стиль Виктюка», который сложился на рубеже 1990-х годов (культовые «Служанки», «Саломея», «Федра», «М. Баттерфляй»). Изысканные «балетные» мизансцены, полная чувственности музыка, вызывающая красота создаваемого на сцене мира и тончайшие переливы взаимоотношений героев подчеркивают остроумно закрученную интригу, в финале которой зритель получает совершенно неожиданный ответ на вопрос, кто же такой на самом деле Фердинандо.
Он каждому дает желаемое, этот демон-искуситель в образе прекрасного юноши. В него влюбляются все, невзирая на возраст, пол и чувство долга. Любовь и мечта, пряная горечь порока и сладость греха – все во власти юного Фердинандо… Мелодрама? Детектив? Притча? Как бы то ни было, разговор о любви – о жажде любви и о загадке любви...
Премьера обновленной версии спектакля состоялась 16 ноября 2009 г.
Отзывы о спектакле:
Роман Виктюк - это великий режиссер. И вдобавок - один из немногих, чьи спектакли лично я досматриваю до конца. И многие готов пересматривать многократно.
Восстановление "Фердинандо" с потрясающей Эрой Зиганшиной - событие не только театральное. Виктюк влил свежую кровь, оставил всю восхитительную музыку как она есть, и сегодняшняя премьера - триумф режиссерского гения Виктюка. Многим, возможно, Виктюк кажется избыточным и гомофильским. Все это чепуха, эти люди просто не умеют смотреть Виктюка. Я поделюсь рецептом смотрения Виктюка, сформировавшимся за десятилетия. Итак, рецепт. Вот вы приходите на спектакль Виктюка в театр. С самого начала необходимо внимательно вслушиваться в текст. Вслушиваться так, чтобы в голове печатались строки пьесы. И вы читаете эти строки, как пьесу. Представляете ее обычным драматическим спектаклем сугубо по тексту, как играют в Малом театре и провинциальных облдрамтеатрах. И точно понимаете сюжет, отношения героев и интригу. Параллельно вы смотрите, как это играют актеры Виктюка-со всеми культурологическими отсылками, пластикой, абстракцией и отстранением.
Так вот, полноценный кайф от Виктюка вы получаете только на ощущении этого зазора между драматическим кондовым сюжетом, как его играли бы по-простому, и условному театру режиссуры Виктюка. Весь «цимес» - именно в этом зазоре, люфте.Тут весь сок, весь вкус режиссуры великого Виктюка - повторить это никому не удается!
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Я в абсолютном восторге от формы, цветовой палитры спектакля: гофрированные юбки с пышными подкладками, ритуальность движений, «Служанки», «Саломея», «Дон Жуан», вся эстетика Виктюка –она в «Фердинандо», слой за слоем... Феерическая Зиганшина, ее в какую эстетику не брось - она гениальная! Ольга Онищенко – потрясающая!
Роман ВИКТЮК
Народный артист России, народный артист Украины, заслуженный деятель искусств России
Родился во Львове 28 октября 1936 г. в семье учителей. Будучи школьником, пробовал ставить небольшие спектакли, в которых были задействованы одноклассники и друзья.
В1956 г. окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) в Москве. (Мастерская М.Н.Орловой и В.А.Орлова). Работал режиссером во Львовском и Киевском ТЮЗах, Русском драматическом театре Литовской ССР, преподавал в студии при Киевском театре им. И. Франко, в Государственном училище циркового и эстрадного искусства. Ставит спектакли в Москве, Санкт-Петербурге, Калинине (Тверь), Киеве, Нижнем Новгороде, Риге, Вильнюсе и других городах. Осуществил ряд постановок в театрах Швеции, Финляндии, США, Италии, Греции, Израиля, Югославии. Всего поставил более 200 спектаклей. В 1991 году создал частный Театр Романа Виктюка, который в 1996 году получил статус государственного. Профессор Российской академии театрального искусства ГИТИС.
В 1994 году Роман Виктюк впервые на русской сцене обратился к пьесе «Фердинандо», поставив спектакль на сцене Молодежного театра на Фонтанке (Санкт-Петербург). Спектакль 2009 года – это новое обращение режиссера к пьесе, заставляющее вспомнить легенду той первой постановки, но это и взгляд из сегодняшнего, полного стремительных ритмов, дня.
Эра ЗИГАНШИНА
народная артистка РФ
В 1965 году закончила ЛГИТМиК им. Н.К. Черкасова (курс Г.А. Товстоногова). Сыграла более тридцати ролей в театре и кино. 1965-1989 годы - актриса ленинградского театра им. Ленинского комсомола (Люси - "Трехгрошовая опера" Б. Брехта, Ольга Николаевна - "Дни нашей жизни" Л. Андреева, Ольга - "Алексей и Ольга" Н. Данилова, Нелли - "Униженные и оскорбленные" по Ф. Достоевскому, Элиза - "Пигмалион" Б. Шоу, Катя -"Пять вечеров" А. Володина, Мели - "Лиса и виноград" Г. Фигейредо, Катя - "С любимыми не расставайтесь" А. Володина, Анна - "Коммунист" Е. Габриловича, Галя - "Утиная охота" А. Вампилова, Пилар - "По ком звонит колокол" Э. Хемингуэя, Софья - "Последние" М. Горького, Аркадина - "Чайка" А. Чехова). С 1989 года - актриса Ленинградского театра комедии (Зоя Денисовна - "Зойкина квартира" М. Булгакова, Княгиня - "Сапожники" С.И. Виткевича, Реджина - "Королева-мать" М. Сантанелли). Также среди театральных работ: «Валентинов день» реж. В. Рыжаков, «Плохая семейка» реж. М. Макеев, «Похороните меня за плинтусом» реж. И. Коняев, «Пьеса, которой нет» реж. А. Могучий, «Скандал! Публике смотреть воспрещается» реж. В. Саркисов, «Фамильная честь Вустеров» реж. В. Саркисов, «Чокнутые королевы» реж. О. Субботина.
Кино: Маленькая разбойница - «Снежная королева» реж. Г. Казанский, Урсула - «Небесные ласточки» реж. Л. Квинихидзе, «Невозвращенец» реж. С. Снежкин, «Человек со свалки» реж. Б. Горлов, «Тайна» реж. Г. Беглов, «Последнее дело Вареного» реж. В. Мельников, «Год собаки» реж. С. Аранович, «Цветы календулы» реж. С. Снежкин, «Черный ворон» реж. Б. Горлов, «Улицы разбитых фонарей 3», «Челябумбия» реж. В. Быченков, «Черный ворон 2» реж. И. Москвитин, А. Кравчук, «Не делайте бисквиты в плохом настроении» реж. Г. Никулин, «Танцуют все!» реж. П. Пархоменко, «Пробуждение» реж. С. Лебедев, «Путина» реж. В. Огородников .
Лауреат премии им. К.С.Станиславского за исполнение роли Кабанихи в спектакле "Гроза" А.Островского .
Дмитрий ЛУГОВКИН
В 2007 году окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (курс Л. А. Додина, актерско-режиссерский факультет). С 2007 по 2009 - стажер Московского театра "Мастерская Петра Фоменко". С 2009г. - актер Молодой студии Малого Драматического театра - Театра Европы.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Московский театр «Мастерская Петра Фоменко»:«Как вам это понравится» (реж. П. Фоменко) роль - Орландо.
«Жизнь и судьба» (реж. Л.Додин), роли – Дрелинг, Ершов, Новиков;
«Звездный мальчик» (реж.Г. Дитятковский), роль - Звездный мальчик;«Невесомая принцесса» (реж. Н.Колотова), роль – Воздух;«Повелитель мух» (реж. Л.Додин)
КИНО: "Как в старом детективе", "На верхней Масловке", "Три цвета любви", "Фаворит", "Наследница".
Ольга ОНИЩЕНКО
Окончила актёрский факультет ГИТИСа (мастерская В. А.Андреева) в 1985 году и вступила в труппу Рижского ТЮЗа, где играла в спектаклях «Завтра была война» (реж. А. Шапиро), «Фея драже» (реж. А. Васильев). С 1989 года – актриса Ленинградского театра им. Ленинского Комсомола, среди работ этого периода «Мурлин мурло» (реж. Ю. Николаев), «Замарашка» (реж. В. Тыкке) и др. С Романом Виктюком впервые встретилась на репетициях спектакля «Фердинандо», где сыграла Донну Джезуальду. Затем последовали роли в спектаклях «Священные чудовища» (Шарлотта) и «Антонио фон Эльба» (Анджела). Кино: «Манька» (1984), «Записки юного врача» (1991), «Тихие страницы» (1994) реж. А. Сокуров, «Васька Немешаев» (1996) реж. П. Готар, «Чёрный ворон» в роли Лизаветы Приблудовой (2000-2005), «Убойная сила» (2000), «Сестры» (2001), «Бабуся» (2003) реж. Л. Боброва, «Фаворский» (2005), «Связь» (2006), «Жестокость» (2007), «Преступление и погода» (2007), «Грех» (2007), «Юрьев день» реж. К.Серебренников (2008), «Сад» (2008), «Каменская»-5 (2008) и др.
Сергей РОМАНЮК
В 2000 году окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Работает в "Нашем Театре".
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
"Женитьба" реж. С. Федотов - театр "Приют Комедианта".
Партонен ("Липериада"), Гарри Берлин ("Лав"), Собака ("Ту-би-ду!"), Хома Брут ("Панночка"), Кастелли ("Дело корнета О-ва"), Женщина ("Женщина в песках"), Де Грие ("Игрокъ"), Лицо от театра, Геракл, Покойник, Харон, Эак, Эсхил, Еврипид ("Лягушки"), Володя ("Моя старшая сестра"), Клемент Хауэлл ("Все о Еве"), Язон ("Я - Медея!"), Альфред Дуллитл, Джордж Бернард Шоу, улитка ("Пигмалион"), Альберто де Стефано ("Человек-джентльмен") - реж. Лев Стукалов; Клегг ("Коллекционер") - реж. Лев Рахлин
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Дипломант "Золотого софита 2003" в номинации "Лучшая мужская роль" за исполнение роли в спектакле "Женщина в песках".
Дипломант "Золотого софита 2005" в номинации "Лучший актерский ансамбль" за исполнение ролей Актера, Геракла, Покойника, Харона, Эака, Еврипида и Эсхила в спектакле "Лягушки".
Аннибале РУЧЕЛЛО
Актер, режиссер, драматург. Родился на юге Италии, в Кастеельаммаре-ди-Стабиа, в 1957 году. Совсем юным он защищал диплом по антропологии и получил работу в Неаполе, которая сулила ему стремительную и блестящую карьеру, но вскоре оставил ее ради того, чтобы целиком посвятить себя театру. Руччелло трагически погиб в тридцатилетнем возрасте в результате нелепого несчастного случая на автостраде.
«Фердинандо» – восьмая пьеса из десяти созданных для театра – в1986 г. была удостоена премии А. Коррадо и премии Итальянского Института Драмы (самой престижной в Италии) как лучшая пьеса года. В собственной постановке «Фердинандо» автор играл роль падре Кателлино.