русский
germany.ruEvents Weißer, weißer, schwarzer Storch


Weißer, weißer, schwarzer Storch

Teatr Ilkhom, Taschkent, Usbekistan. Bewegend und mutig bringt das Stück den heute mehr denn je brennenden Konflikt zwischen Tradition und Moderne auf die Bühne. Aktuell nicht nur in islamisch geprägten Kulturen. Tickets hier!

7989


18 Jun 2007 (Mon) 20:00 Hannover 30159, Ballhofeins, Ballhofplatz 5
19 Jun 2007 (Die) 20:00 Hannover 30159, Ballhofeins, Ballhofplatz 5

Белый белый черный аист

Ёлкин Туйчиев, Марк Вайль

драма по мотивам произведений А.Кадыри
(События происходят в начале XX века в Ташкенте)

Постановка Марк Вайль
Сценография Шухрат Абдумаликов
Композитор Азиза Садыкова
Художник по костюмам Нодира Юлдашева

Абдулла Кадыри, к сожалению, мало известен широкому кругу читателей. Будучи культовым писателем в среде узбекистанской интеллигенции, он почти не переведен на русский язык. Впрочем, для массового узбекского читателя многие его тексты также остались недоступными или не совсем понятными.  Они написаны на том богатом языке, который накопили ╚джадиты╩ (смысл слова: новые люди) к началу XX столетия и который стал исчезать с их почти полным истреблением, начавшимся ещё во времена последних  Эмиров (Бухарского и Кокандского) и завершившимся в эпоху сталинизма,  после Октябрьской революции,  которую Джадиды по началу приняли с энтузиазмом и которой верно служили.  Ни эмирам , ни советской власти Новые люди со своими независимыми суждениями были не нужны.


Популярные романы Абдуллы Кадыри ╚Минувшие дни╩ и ╚Скорпион из алтаря╩ не раз ставились на сцене и экранизировались в Узбекистане. Автора чаще всего трактовали, как  певца ностальгии об ушедшем времени. Однако, как  настоящий писатель, он ╚закодировал╩ в своих произведениях не только ностальгию, но мысли и чувства, остающиеся современными, если не сказать актуальными и сегодня.


Погибший в годы сталинских репрессий, А. Кадыри оказался в застенках отнюдь не по воле ╚руки Москвы╩, а по злому умыслу некоторых местных узбекистанских ╚верноподанных╩ и завистливых ╚деятелей культуры╩, по сути сведших с ним,  талантливым человеком, счеты.


"Ильхом" обратился к страницам незавершенной, достаточно уникальной для тюркоязычных писателей,  малоизвестной повести ╚Из записной книжки Калвак Махзума╩, дополнив свою театральную версию сюжетами из романа ╚Минувшие дни╩ и пьесы ╚Несчастный жених╩. Реконструкция текста и работа над пьесой в театре, переодически, шли почти два года.


В версии ╚Ильхома╩ столкнулись мир юноши ╚не такого как все╩, девочки, с неуспевшими окрепнуть крыльями, с  устоями их отцов. В спектакле предстаёт беззащитный  мир первых чувств и первой любви. Действие его протекает в начале ХХ века в Ташкенте, разделённом во времена Россйской империи на два города: русский (Новый) и мусульманский (Старый город). Подростки, растущие в нём, лишаются в истории  главного - права быть самими собой.

Мир родителей жестко подчиняет их условностям общества, буквально ╚случив╩ юношу Махзума, испытавшего первое, почти неосознаное чувство любви к своему товарищу из исламской школы-медресе  Кариму и девочки Мохичехры,  влюблённой в  юного и симпатичного уличного торговца.


Незнакомых друг с другом Махзума и Мохичехру женят, следом из соображений родителей разводят. Женят в целях ╚реабилитации╩ ╚неправильного╩ Махзума, разводят, выигрывая в судах не малые деньги.


В спектакле, ╚цветные╩ сцены юности, переданный с юмором  поэтичный  и простодушный взгляд на мир подростоков, оборачивается ╚чёрно-белой╩ драмой о не укладывающейся ни в какие рамки природе человека, о его трагической зависимости от предубеждений, прикрытых традициями и законами Шариата. Спектакль даёт  простор для обращения к нашим эмоциям и нашим размышленям. Прописная истина: человек - творение Бога, уникален и потому неприкосновенен.  Истина эта, при всей её неприложности, продолжает игнорироваться реалиями жизни.
Менее всего ╚Ильхом╩ и авторов спектакля интересовала правда быта. Тексты А. Кадыри привлекли театр общечеловеческими мотивами и жизненностью истории,  произошедшей с героями.

 

 www.theaterformen.de

 


Weißer, weißer, schwarzer Storch

Teatr Ilkhom, Taschkent, Usbekistan
18. + 19. Juni 2007, 20.00 Uhr, Ballhof eins
Niedersächsisches Staatstheater


In russischer und usbekischer Sprache mit deutscher Simultanübersetzung.
1 Stunde 45 Minuten. Keine Pause.

Maxzum ist fast schon ein Mann. Er weiß noch nicht richtig, was das bedeutet. In der Koranschule von Taschkent teilt er sich ein Zimmer mit seinem Kameraden Muhammadkarim. Als die beiden eines Nachts dem Gebet fern bleiben, macht sich Maxzums Vater, der Lehrer an der Koranschule ist, auf die Suche. Er betritt ihre Kammer genau in dem Moment, als sein Sohn Muhammadkarim küssen will. Eine heile Welt bricht zusammen.

Da nicht sein darf, was die Scharia nicht vorsieht, werden die Freunde getrennt und Maxzum wird in eine Ehe mit dem Mädchen Mahichehra gezwungen. Am Scheitern dieser Ehe entzündet sich eine brutale Auseinandersetzung um die zwangsweise Durchsetzung traditioneller Werte und Fragen der Selbstbestimmung.

Das sensible wie kompromisslose Stück des Theaters Ilkhom aus Usbekistan ergreift keine Partei für eine der streitenden Seiten, lässt jedoch alle zu Wort kommen und zeigt, wie Unnachgiebigkeit an allen Fronten die Beteiligten erbarmungslos in eine nicht aufzuhaltende menschliche Tragödie treibt. Bewegend und mutig bringt das Stück den heute mehr denn je brennenden Konflikt zwischen Tradition und Moderne auf die Bühne. Aktuell nicht nur in islamisch geprägten Kulturen.

Im Anschluss an die Vorstellung am 19. Juni findet ein Publikumsgespräch statt. Eintritt frei.

 

 www.theaterformen.de