Балеты Игоря Стравинского "Жар-Птица"и "Весна священная"
5753
Игорь Фёдорович Стравинский (1882 - 1971) родился в семье певца Мариинского театра Ф. И. Стравинского. Музыкальное образование получил под руководством Н. А. Римского-Корсакова. С 1914 постоянно жил за рубежом, с 1939 в США. Творчество Стравинского открыло новые пути взаимодействия музыкальных и хореографических образов, гибкого и тонкого согласования музыки и танца, где главным стал энергичный, выразительный ритм.
Первый балет Стравинского - "Жар-Птица" (1910) создан в русле исканий художественного объединения "Мир искусства" и определяющим для композитора стало "мирискусническое" отношение к фольклору как самоценному художественному миру.
"Жар-птица" стала экзотическим зрелищем с претворением фольклорных образов в духе эстетики импрессионизма. Яркая красочность, живописность, утончённая пластика, присущие музыке балета, нашли совершенное воплощение в хореографии Михаила Фокина.
В 1913 г. вышел на сцену новый балет Стравинского "Весна священная", имевший подзаголовок "Картины языческой Руси". Композитор воскрешал в музыке первозданную суровость обычаев древнего племени, возглавляемого Старейшим и Мудрейшим из всех, возрождал обряды весенних гаданий, заклинаний сил природы, представлял величание Избранной. Завершался балет ее Великой священной пляской - жертвоприношением.
Музыка балета, насыщенная диссонансами, политональными наслоениями, импульсивными ритмами создавала впечатление первобытной стихийности и обрядовой истовости мира предков, в котором человек и природа неразделимы. Сам композитор, подчеркивая это, говорил: "Мой новый балет "Весна священная" не имеет сюжета. Это религиозная церемония Древней Руси - Руси языческой".
Все премьеры ранних балетов Стравинского, состоявшиеся в антрепризе Дягилева в Париже, имели значение мировой новаторской сенсации.
Балетный вечер в Берлинской опере предлагает вниманию зрителей современные интерпретации балетов Стравинского: "Жар-Птицу" в постановке Уве Шольца (Uwe Scholz) и "Весну священную" в постановке Ангелины Прелёцай (Angelin Preljocaj).
Руководство музыкальной постановкой и солист Жульен Салемкур (Julien Salemkour).
Igor Fjodorowitsch Strawinski (1882 - 1971) komponierte die beiden Stücke "Der Feuervogel" (1910) und "Le Sacre du printemps" ("Das Frühlingsopfer") (1913) für die Ballets Russes und die beiden werden zu Bekanntesten von dem Komponisten gezählt.
Die Handlung des "Feuervogels" basiert auf zwei russischen Volksmärchen vom "Guten Feuervogel" und vom "Unsterblichen Zauberer Kastschej".
Im Garten des Zauberers Kastschej lebt der Feuervogel. Der junge Prinz Ivan fängt auf der Jagd diesen Vogel. Dieser bittet ihn um seine Freiheit und Prinz Ivan lässt wieder ihn frei. Als Dank dafür erhält Ivan eine Feder des Vogels, der magische Kräfte innewohnen. Im Garten des Zauberers Kastschej werden 13 Jungfrauen gefangen gehalten, darunter die Prinzessin, in welche Ivan unsterblich verliebt ist. Als er das Gartentor berührt, ertönt ein Glockenspiel. Daraufhin erscheint Kastschej mit seinen Dämonen um Ivan zu töten. Doch die Wunderfeder des Feuervogels schützt den Prinzen. Da erscheint der Feuervogel und lässt seine magische Musik erklingen, die die Dämonen zum Tanzen zwingt. Dann singt er ein Schlaflied und Kastschej und seine Helfer fallen in einen tiefen Schlaf. Der Feuervogel führt Ivan zu einer Höhle, in der ein Ei versteckt ist, das die Seele von Kastschej enthält. Der Prinz zerschlägt das Ei, der Zauber stirbt und sein Zauberreich verschwindet. Die 13 Jungfrauen sind wieder frei.
Die Ritualen des Heidenrussland sind das Thema zweites Stuckes. Das junge Mädchen wird geopfert, um die mehrere Fruchtbarkeitsgötter zu ihrem Segen über die nächste Ernte zu bewegen.
An diesem Ballettabend treffen zwei höchst unterschiedliche, zeitgenössische Choreographien aufeinander: eine "Feuervogel"-Fassung von Uwe Scholz und "Le Sacre du printemps" von Angelin Preljocaj.
Musikalische Leitung und Solist: Julien Salemkour.