Умка, акустический концерт
Умка - живая легенда русского андеграунда, талисман мира неформатной музыки, неистовая певица и неутомимая путешественница.
12902
AK - 10 Euro
Умка - певица, рок-музыкант, поэтесса, литературовед, переводчица, журналистка.
С 1985 г. выступает под псевдонимом "Умка" как исполнитель собственных песен, первоначально в одиночку. В 1986-1987 вместе с разными музыкантами записала несколько магнитофонных альбомов. Во второй половине 80-х годов многие песни Умки ("Автостопный блюз", "Волосатые ублюдки", "Стеклянная рыбка", "Господа пункера" и др.) практически стали частью фольклора советских хиппи. В конце 1980-х отходит от активного сочинения и исполнения песен.
Возвращение к творческой деятельности в качестве рок-музыканта происходит в 1995. В течение последующих десяти лет группа "Умка и Броневичок" (с 2005 - "Умка и Броневик") выпускает более двадцати альбомов. Умка (с группой или в качестве сольного исполнителя) широко гастролирует по России и за рубежом (гастроли в США, Великобритании, Германии, Израиле, республиках бывшего СССР).
Среди авторов, повлиявших на творчество Умки, отмечают русских поэтов и американских битников и рок-музыкантов: Мандельштама, Хармса, Введенского и других обэриутов, Керуака, Боба Дилана, Grateful Dead, Лу Рида, Игги Попа и других.
Умка она, как известно, сто лет как Умка. "Легенда русского рока" (одна из). "Бабушка русских хиппи" (ну какая она, к черту, бабушка!). "Русская Дженис Джоплин". И так далее. Умка богато и разнообразно дефинирована, так что глупо изобретать новые парадоксальные определения и красочные эпитеты. Но дело в том, что дефиниции, история или даже музыковедческий или поэтический анализ если и объясняют, чем Умка уникальна и почему ее так любят (а кто не любит, уважает), то не очень убедительно. Как известно, до недавнего времени группа "Умка и Броневичок" бытовала в устном и народном формате - формате живой музыки и самиздата, без институциализации, без корней. И представляется вполне последовательным написать здесь об Умке в формате живой истории, портрет Умки в исполнении современников. Это будет не строгая "объективная" реальность, а эмоции, конечно же субъективные, иногда авторские, приправленные попыткой анализа, иногда - вообще анонимные. Вот так. Ну да на что вам эта реальность, понятие крайне сомнительное.
***
Умка - мультяшный псевдоним. И, было время, волосы как вороново крыло и знатный шнобель - этакая ворона Каркуша с гнусавым голосом. А если из современных мультперсонажей - Масяня: такая девочка-мальчик, то брюзжит, то смеется, и главное - всегда пестует в себе долю здорового цинизма. Не посмею сказать, что главное, но очень важное в Умке - самоирония. Она сама неизменно упоминает это необходимое качество чуть ли не в каждом интервью. Качество, столь несвойственное современному женскому року, представительницам которого лишь бы найти себе фамилию покрасивее да выставить себя роковой женщиной с необыкновенной жизнью и необыкновенными чувствами. А тут на сцене не femme fatale, не прекрасная дама, а юродивая - ходит с пакетиком, аскает деньги у населения, пьет кефирчик, клоун - протыкает пальцами мыльные пузыри, таращит глаза, язык показывает, училка-воспиталка - "Девочки вперед, мальчики назад". "Вы хоть знаете, что такое "одиозный"? "Слезли со сцены, встали сюда, отошли туда". "Те, кто понял, быстро объяснили тем, кто не понял".
***
Казалось бы: Если послушать песни, внимательно послушать песни, послушать треп со сцены, еще почитать немножко вокруг да около, то вполне можно прийти к выводу, что Умка - это
Sex - drugs - rock-n-roll
Liberté - égalité - fraternité
хайр - трасса - фри лав - пипл - ништяк - ... - ...
Но Умка, как любой настоящий художник, как, собственно, любая личность, выше - ну или шире - этой парадигмы, этих "измов", этих категориальных рамок, зачастую кажущихся анахронизмом, по крайней мере - в таком вот лексическом выражении. В этом смысле - вписанность в парадигму/поколение vs. уникальность - Умка, действительно, такая же, как все, только лучше.
***
Ну вот известно, что Умка-девочка захипповала до небес, а потом - семья и наука, а потом - бросила мужа, сына и институт. Но наукой еще продолжала заниматься. Я был на одной конференции, в 95-м, где она должна была делать доклад про Хармса и дзен. И приготовила книжку толстую, и хэндауты к докладу, все дела. А потом - вышла на кафедру с пепельницей и сожгла в ней эти хэндауты. Речь, собственно, должна была пойти о тексте Хармса "Есть ли что-нибудь на земле...", который сейчас только ленивый не сравнил с дзен-буддистским коаном.
А сын ее, узнав об этой акции, сказал: "Мама, что ты наделала! Ведь филология - это единственное, что связывало тебя с нормальными людьми!"
***
При всей кажущейся простоте мессиджа (условно - хипповского) и при всем засилии хипповского же жаргона, Умкина поэзия временами довольно сложно устроена, в основном за счет щедрого использования цитат, аллюзий и разнообразных "устойчивых выражений", которые возникают тут в самых неожиданных комбинациях. Филологическая школа не ушла в песок. Поклонники у Умки тоже не лыком шиты и составили целый огромный список под названием "Справка по первоисточникам", и, как это обычно бывает, наверняка добрую четверть аллюзий, раскопанных ценителями, автор в голове не держал. Дело, впрочем, не в количестве, а в способе обработки оного вторсырья. Умка играет цитатами и фразеологизмами, нанизывает их на общее слово (Возьми с полки пирожок / Положи туда зубы; Оставь надежду всяк входящий сюда / Оставь-оставь ее мне), и смысл тут зачастую один: травестия пафоса, ирония, самоирония.
По материалам сайта Booknik.ru